Часто
в прессе и на телевиденье мы слышим это красивое слово,
некоторое время назад потерявшее лично для меня дюжую
долю своего значения. Не обращаясь пока к философским
аспектам, рассмотрим так сказать коммерческую сторону
дела авторское право (он же известен как копирайт).
Допустим,
некто написал гениальную (с его точки зрения) пьесу
и поставил по ней фильм, который не получил большой
известности и так и остался бы на пыльных полках архива,
если бы не... В один прекрасный момент на экраны выходит
фильм с точно таким же сюжетом, типажами, сценами и
т.п. «Плагиат!» - завопил недовольный автор,
«Плагиат!» забубнили средства массовой
дезинформации (простите, описочка вышла). Начинаетс
разбирательство, и один из двух либо автор, либо
плагиатор остается удовлетворенным; причем в обоих случаях
проигравшему придется воспользоваться чековой книжкой.
Но
на Западе встречается плагиат и легальный называетс
он модным словом ремейк. В этом случае продюссер "нового"
шедевра просто перекупает права на какой-нибудь уже
испробованный, коммерчески выгодный блокбастер, и
voi la ! На Западе идей особенно мало и поэтому она
та самая идея ценится особенно дорого.
Но
что же такое плагиат, если взглянуть на него по сути?
На
мой взгляд это ничто. То есть его не существует.
И вот чем я обосновываю свои утверждения...
Во-первых,
человек существо очень ограниченное. И за несколько
тысяч лет исчерпал свой творческий потенциал. Я не хочу
сказать, что люди больше не способны творить
я говорю о том, что ничего нового мы уже не способны
создать.
И,
несмотря на то, что каждый год, каждый месяц мы слышим
о премьерах фильмов и спектаклей, о новых книгах и песнях,
несмотря на это, ничего нового, если задуматься,
вы в них не найдете. Все, все описано, досканально разобрано
и разложено по полочкам.
И
даже если кто-то и говорит, что создал нечто совершенно
новое не верьте ему, ибо максимум, что может
удаться человеку это смена формы выражения своих
мыслей или чувств; содержимое же останется преждним.
Задавшись целью создать что-либо новое, реально можно
создать лишь вариацию на тему старого. Вспомните: «Новое
это хорошо забытое старое».
И
действительно ведь человек навсегда обречен быть
ограниченным какими бы то ни было рамками даже
если его не сдерживают некие моральные и нравственные
устои, общественные правила или государственный закон,
то он все равно по природе своей ограничен рамками собственного
сознания. Задумайтесь: ведь с самого детства нам объясняют,
что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя.
И даже, не обращая внимания на наши внутренние чувства,
что красиво, а что нет. С самого детства наши головы
забиты стереотипами, за рамки которых выйти либо вообще
нереально, либо очень сложно. И лишь безумец, человек
из другого мира способен мыслить, а соответственно и
творить иначе.
Возможно,
такие люди все-таки жили и живут на нашей Земле. И
хочу привести вам в пример испанского архитектора Антонио
Гауди. То, что создавал этот смелый и изобретательный
архитектор настолько фантастично и оригинально, что
с трудом поддается описанию. Его творения причеслены
к модерну разве что по духу и современности. Живи Гауди
в какое-либо другое время, его творчество было бы столь
же ярким и незабываемым, хотя и было бы подвергнуто
влиянию эпохи и нравов. При жизни его считали безумцем,
его творения понимали отнюдь не все; сейчас же становитс
понятно, что современная Барслелона без его построек
была бы простым европейским городом с парой готических
соборов и стандартной архитектурой разных столетий.
Наверняка Гауди задавался вопросом почему нужно
строить так, как сторил кто-то да нас, если можно строить
иначе. И у него получилось несколько выйти за рамки
стандартной архитектуры, изобрести новые формы, придать
своим творениям динамику и запоминающуюся колоритность.
Его творения нельзя спутать ни с чем.
Многие
обратят внимание на парадокс, возникший в моем повествовании:
с одной стороны я говорю, что ничего нового на Земле
нет и быть не может, с другой же привожу в пример Гауди,
который все-таки создал нечто новое, тем самым отрица
первую точку зрения.
Да,
действительно, человек все-таки способен создать нечто,
чем-то отличающееся от всего виденного ранее. И, скорее
всего, отлична будет все-таки форма. В каждую эпоху
человек несколько меняет угол зрения на жизнь, хоть
пока и на десятые доли градуса. Но, возможно, настанет
время, и человек изменится кардинально, и вместе с ним
изменится не только форма, но и содержание. И творчество
будет представлять собой нечто совсем иное.
Так
стоит ли творить сейчас, когда поле деятельности все
также ограничено, и возможности творить нечто новое,
а не поплнять ряды каких-либо течений и формаций, практически
нет. Наверное, стоит. Ведь пржде всего нужно задатьс
целью зачем? Мы творим прежде всего для себ
и для близких нам людей, не задумываясь о форме. И наше
творчество помогает нам в нашем развитии. А ставить
себе цель создать нечто новое скорее всего не стоит.
Да и глупо это. Творчество не математика, и задумыватьс
здесь вообще не стоит. Главное, чтобы было от души.